Проект «первые шаги»
(для родителей детей раннего возраста)
Цель проекта: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, через освоение системы психолого-педагогических знаний, направленных на полноценное всестороннее развитие и раннюю социализацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи:
1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста по основным направлениям (коммуникативному, познавательному, социальному, физическому, художественному), закономерностях и принципах воспитания и обучения;
2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей детей раннего возраста.
3. Повышать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.
4. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.
5. Стимулировать личностный рост, повышение социальной и психологической компетентности родителей.
Реализация проекта проходит поэтапно.
I этап. Информационно-просветительский. Данный этап интересен для родителей, заинтересованных в получении информации и успешном развитии ребенка в соответствии с возрастом. Содержание блока направлено на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка и организации совместной деятельности родителей и детей в условиях семейного воспитания. Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.
II этап. Основной. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи. Данный этап ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного этапа выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равноответственных и равноправных за результат реализации проекта.
III Заключительный. Эффективность реализации содержания проекта определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности реализации проекта можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровню родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации проекта.
Формы взаимодействия с родителями:
-индивидуальные беседы, подгрупповое и индивидуальное консультирование, родительские собрания, направленные на ознакомление родителей с содержанием образовательной работы в группе для детей раннего возраста, тренинги, способствующие улучшению взаимопонимания в семье
-деловые игры, тематические встречи специалистов с родителями; совместные детско-родительские проекты, открытые просмотры образовательной деятельности, совместные досуги, развлечения, совместные прогулки
- дни открытых дверей направленные на ознакомление с условиями, созданными для детей в детском саду, с организацией воспитательно-образовательной работы, режима пребывании в детском саду;
- информационные формы работы: стенды, сменные выставки с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в линиях развития детей, включенных в проект; газета для родителей «Город детства», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты;
- опросы для определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности эффективностью мероприятий;
- учитывая занятость родителей, используем и такие формы общения с семьей, как «Родительская почта» . При этом любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту.